Путь в небо у 19-летнего Михаила, жителя липецких Студёнок, начался 4 ноября 1918 года. Парень чинил крышу сарая и упал с неё, впервые в жизни увидев пролетающий над ним самолёт. Это был биплан «Илья Муромец», который привёл в Липецк героический лётчик Иосиф Станиславович Башко. Михаил пошел на ипподром посмотреть на самолёт и уже на следующий день попросился на службу в эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец». Обозный, помощник шофёра, шофёр, авиамоторист, бортмеханик — липецкий парнишка настойчиво и уверенно шёл к своей цели. В 1928 году Михаил оканчивает авиашколу «Добролёта». Он мечтал летать в самых сложных условиях — на Севере, на Дальнем Востоке. Его мечтам было суждено сбыться.
Над Москвой вслепую
В конце 20-х годов Водопьянов служил на линии Казань-Свердловск, перевозил почту. Как-то его попросили заменить заболевшего пилота московской линии. К столице он подлетел уже в сумерках и вдобавок попал в облачность. Приборы в самолёте не освещались, направление полёта пришлось проверять, зажигая спички. Москву Водопьянов знал, но всё равно, пока на низкой высоте кружил над городом, отыскивая Белорусский вокзал — перед ним находился аэродром, наделал немало паники.

В отряде «самоубийц»
С начала 30-х годов Михаил Водопьянов работает на центральном московском аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», задача которого — доставлять газетные матрицы из Москвы в Ленинград, Киев и другие крупные города СССР. На то, чтобы распечатать миллионные тиражи в Москве и потом развезти по Союзу, ушло бы не меньше недели. Возили матрицы, с которых потом местные типографии печатали газеты. В конце 60-х годов 70% тиража всех центральных газет печаталось в 40 городах страны таким образом.
Самолёты вылетали в полночь, чтобы к четырём часам утра их получили издательства. Техника не была приспособлена к ночным полётам, приборы приходилось подсвечивать фонариком. Случалось сбиваться с курса, садиться на огороды и поля и бегом доставлять футляр с матрицами к ближайшей железнодорожной станции — начальники станций в этих случаях останавливали даже курьерские поезда. Служить в отряде могли только смелые и отчаянные люди, их негласно называли «отрядом самоубийц».
Трижды достоин
Михаил Васильевич Водопьянов получил звезду Героя Советского Союза под номером 6 — за спасение экипажа парохода «Челюскин», затонувшего в Карском море после разрушения льдами. История спасения челюскинцев стала хрестоматийной. Но давайте вдумаемся: на одномоторном полотняно-фанерном Р-5, в мороз под 35 градусов без штурмана, только по компасу найти в Северном Ледовитом океане нужную льдину, на которой дрейфовали полярники... Водопьянов трижды летал к зажатому льдами «Челюскину» и вывез 10 человек. У него был шанс стать дважды Героем — второй Звездой его должны были наградить за доставку на Северный полюс группы зимовщиков под руководством легендарного полярника Отто Шмидта. Водопьянов впервые в истории совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив — опять же впервые в мире — тормозной парашют. Званий Героя удостоили всех членов экспедиции за организацию первой дрейфующей станции «Северный Полюс» (СП-1). Кроме Водопьянова — он получил орден Ленина, так как в 1939 году статуса дважды Героев не было, эту практику стали применять позже, уже в годы Великой Отечественной. Кстати, членом той экспедиции на Северный полюс был ещё один наш земляк, Иван Мазурук — бывший комсомольский вожак, он работал секретарем Кузьминского, Шовского, Лебедянского волостных комитетов комсомола, а потом — Елецкого и Липецкого уездных. В действительности же Водопьянов мог быть трижды Героем Советского Союза — за участие в военных высокоширотных экспедициях «Север» в 1949 году он был представлен к награждению ещё одной медалью «Золотая Звезда», но получил опять же орден Ленина (из-за секретности).
Разжалован из комдивов
С первых дней войны с Финляндией Михаил Водопьянов — на фронте, на своём полярном АНТ-6, переоборудованном под бомбардировщик. Летал и ночью, и днём, усвоив особую технику действий. Днём — полет в облаках, неожиданный выход на цель, сброс бомб и снова в облака. Зенитчики не успевали открыть огонь, а истребители взлететь. С 1939 года — командир тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, награждён орденом Красного Знамени, получил воинское звание комбрига. 10 августа 1941 года Водопьянов бомбит Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Отважному лётчику удалось вернуться к своим. За большие потери его сместили с должности комдива, но Водопьянов как рядовой лётчик продолжал совершать боевые вылеты, входил в состав оперативной группы по нанесению ударов в глубоком тылу немцев — в Кёнигсберге, Варшаве, Будапеште.
С 1946 года генерал-майор авиации Михаил Водопьянов — в запасе. Жил в Москве, занимался литературной деятельностью, был членом Союза писателей. Умер в 1980 году, похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Текст: по материалам Владимира Меркурьева